Актуальность создания школы реабилитации женщин, перенесших венерическое заболевание
На фоне эпидемического роста заболеваемости сифилисом в России в 90-х годах резко выросла заболеваемость врожденным сифилисом: в 1997 г. общая заболеваемость сифилисом превысила уровень 1990 г. в 51 раз, врожденным сифилисом - в 47 раз. Динамика роста заболеваемости врожденным сифилисом аналогична динамике удельного веса беременных среди больных сифилисом женщин. По данным Л.И. Тихоновой (1999 г.), в 1995-97 гг. в России этот показатель постоянно рос: 4,9%, 5,5%, 6,5%.
Благодаря статистике Т.М. Шуваловой (1999 г.), мы имеем важные современные данные об исходах беременности у лечившихся и не лечившихся до родов женщин. Таким образом, у нелеченых беременных больные дети рождались в 10 раз чаще, чем у леченых, и болен был каждый третий ребенок, а мертворождения происходили в 3,5 раза чаще, и мертвым рождался каждый пятый.
Шансы развития врожденного сифилиса у плода зависят не только от срока беременности, на котором выявлено заболевание и начато лечение, но и от стадии сифилиса у беременной.
Возможность передачи инфекции плоду максимальна при вторичном и раннем скрытом сифилисе у матери. Эти стадии сифилиса у беременной обеспечивают до 80-85% врожденного сифилиса. Неуточненный и поздний скрытый сифилис - до 10%. Это связано со значительным уменьшением числа возбудителей в организме матери. В наименьшей степени страдают дети матерей, больных первичным сифилисом (до 1,5%). Описываются отдельные случаи передачи сифилиса трансплацентарно от матерей, больных третичным и даже врожденным сифилисом.
В отношении исходов беременности при серорезистентности, т.е. стойкой позитивности КСР после лечения, данные литературы противоречивы. У таких женщин отмечается все же значительное число самопроизвольных абортов, мертворождений, преждевременных родов, встречаются также случаи врожденного сифилиса. Другие авторы, проследив исходы беременностей у женщин со стойко позитивным КСР и обследовав их детей, пришли к выводу, что таким женщинам можно гарантировать рождение здорового потомства, если они во время беременности получали противосифилитическое лечение.
С 2000 г. заболеваемость сифилисом снизилась, но в структуре заболеваемости начали происходить значительные изменения: возрос и продолжает расти удельный вес относительно поздних форм сифилиса, серорезистентности, ЛПР, а снижение количества случаев врожденного сифилиса происходит не столь значительными темпами.
Если диагноз «сифилис» был поставлен до беременности и было проведено полноценное лечение, то риск передачи инфекции ребенку тем меньше, чем больше времени прошло после лечения до наступления беременности. Считается, что через 2—3 года после лечения риск заражения становится минимальным, потому что спустя 2—3 года можно с наибольшей вероятностью гарантировать излеченность. Риск заражения ребенка определяется врачом по результатам анализов беременной женщины, и для профилактики возникновения врожденного сифилиса у ребенка при необходимости назначается профилактическое лечение матери. При решении этих вопросов у врача нет четких критериев диагностики, в литературе не встречаются алгоритм интерпретации полученных тестов (трепонемных, нетрепонемных).
В связи с этим имеется необходимость специального диспансерного наблюдения, обследования, а некоторых случаях проведения дополнительного и/или профилактического лечения женщин, которые планируют беременность после перенесенного сифилиса. Кроме этого у большей части женщин, имеющих сифилис в анамнезе, имеются и психологические проблемы, связанные с неверной оценкой рисков для нее самой, ее будущего ребенка, полового партнера и бытового окружения.
Решение о создании школы принято в 2007 году и тогда же начата разработка критериев включения пациенток в школу. В исследование включали женщин фертильного возраста, перенесших различные формы сифилиса и получивших полноценное лечение, прошедших серологическое наблюдение в рамках критериев излеченности, не имеющих медицинских противопоказаний для беременности. В это же время начата разработка форм проведения школы. Было принято решение об индивидуальном проведении занятий в связи с неоднородностью контингента (возрастные, социальные различия, наличие беременности и др.) и решаемых при проведении занятий задач, тем более что при попытке группового общения выявилось нежелание участниц работать в группе.
С 2008 года начата работа школы.